Вторник
30.04.2024
10:57
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Смердовой Елены Николаевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Block title

Меню сайта

Мини-чат

Погода
Пижма 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67

Полезные кнопочки
center
center
center

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья в сборнике материалов V Нижегородских Рождественских чтений.

Развитие духовного потенциала школьников при реализации программы «Истоки»

Е.Н.Смердова, Н.А.Слободина, учителя начальных классов МОУ Пижемская СОШ Тоншаевского района.

                                                                                                      «Воспитание – самое святое из святых дел»                                                                                                                                 Святитель Феофан Затворник

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом, государством. Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, чувству товарищества, ненависти к угнетателям учили русских детей народные сказки, былины, песни …

Только духовное воспитание способно разрешить проблему формирования нравственности юного поколения. Коллектив учителей нашей школы пришёл к выводу о том, что все образовательные подходы и приёмы, используемые для того, чтобы научить ребёнка владеть методами познания на основе рационального мышления, совершенно недостаточны для воспитания духовности. Не внеся духовности в воспитательный процесс, мы теряем не только личность, но и человека.

В школу приходят дети с разным набором нравственных представлений, с разным уровнем воспитанности. А ведь именно в начальной школе закладывается тот фундамент, на котором начинают развиваться, а затем и совершенствоваться все формы нравственного поведения, лучшие личностные качества.

Как спасти детей от разрушительной силы зла, несправедливости и безверия? Как наполнить их души теплом, добропорядочностью, святостью радостью, щедростью? Как научить не разрушать, а творить добро; не быть равнодушными, а проявлять милосердие и сострадание к ближним? Все эти вопросы требуют незамедлительного решения. Мы, педагоги, не можем сегодня остаться в стороне, так как на нас возложена ответственность и обязанность воспитания детей, поэтому мы должны начать работу по пробуждению в детских сердцах веры, надежды, любви, посеять в душах детей здоровые семена, которые дадут добрые всходы.

В нашей школе задача духовно-нравственного воспитания учащихся стала одной из самых важных и главных задач.

С 2009 года в школе введено преподавание учебного курса «Истоки». Его программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и А.В. Камкина, профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук. Данная программа сразу привлекла внимание педагогов, детей и родителей своим глубоким целеполаганием, методической проработанностью, она отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников.

На основе авторской программы «Истоки»И.А.Кузьмина и А.В.Камкина  мы создали свою программу «Истоковедение» в рамках дополнительного образования, рассчитанную на четыре года обучения, и уже второй год работаем по ней.

Занятия кружка «Истоковедение проводятся раз в неделю.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет развивать социокультурную основу личности с первого года обучения в начальной школе;  создавать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи; обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Задача  учебного  курса «Истоки» -  дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.  «Чтобы стать духовным, надо стать вначале нравственным» - эти мудрые слова заложены в основу программы «Истоки». По словам авторов, «Истоки» учат жизни. Слово «истоки» напоминает об источнике, исток реки, источник знаний, источник света, источник любви и заботы… Исток - это начало, исходная точка. Знать истоки всего, что нас окружает, не только интересно, но и чрезвычайно полезно для ума, сердца и души.

«Истоки» предполагают обучение через образ.

Начиная с первого класса, мы делаем первые шаги в приобщении к «Истокам». В работе используем учебник «Азбука Истоков. 1-й класс. «Золотое сердечко» (авторы Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин) с прекрасными текстами и иллюстрациями.

Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. Методы активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяют избежать перенапряжения и утомления, повысить учебную мотивацию учащихся. Огромное желание рисовать реализуется на занятиях кружка в выполнении  иллюстраций на темы православных праздников, создании любимых образов.

Главной целью Азбуки Истоков является воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие. Нашими основными задачами было подведение учащихся к пониманию значения истоков работа с родителями, объединение усилий семьи и школы в воспитании детей. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий: слово, образ, книга.

Путь изучения истоков начинается с самого близкого для ребёнка - родного очага, согретого душевным теплом родных и близких ему людей, дома, семьи. Далее наш путь продолжается к красотам родного края с его полями, лесами, к мудрым сказкам Пушкина, к былинам и подвигам русских богатырей… Постепенно детям открываются святыни  и главные символы России  — герб с изображением святого Георгия Победоносца, флаг, гимн.

Занятие состоит, как правило, из трёх этапов: подготовительного, основного (с активными формами обучения), заключительного.

Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку на занятии, которая настроит учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, на взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению. Поэтому для устранения барьеров в коммуникации дети садятся кругом или свободным полукругом – так, чтобы каждый видел своих партнёров, имел возможность прикоснуться к соседу (кинестетический контакт). С первых секунд встречи необходимо выразить ученикам свои чувства, в которых будет настрой на радостный эффективный совместный труд и творчество. На подготовительном этапе дети актуализируют свои знания и социокультурный опыт по теме занятия, учитель готовит их к освоению изучаемой категории-ценности. На основном этапе с помощью активных форм обучения, которые позволяют вывести детей на развитие функции чувствования, учащиеся изучают предмет с различных сторон. А на заключительном этапе дети и учитель получают обратную связь, обучаясь навыкам анализа и самоанализа.

Неоценимую помощь в работе по использованию «Азбуки истоков» оказали методические рекомендации автора рабочих прописей и тетради для чтения Е.Ю.Давыдовой. на подготовительном этапе обучения грамоте возможно активное вовлечение в работу по «Азбуке» детей, имеющих навык чтения до школы. В таком случае у учащихся, ещё не имевших навыка чтения, появляется дополнительная мотивация и они начинают быстро осваивать слова и буквы русского алфавита на ценностно – значимом материале, что способствует осмыслению прочитанного и пробуждению интереса к самостоятельному чтению. Дети с удовольствием работают в прописях с иллюстрациями и орнаментами для раскрашивания, а в тетрадях по чтению их привлекают занимательные творческие упражнения.

В контексте программы «Истоки» мы с учениками начали писать свою первую книгу, которая может стать для каждого семейной реликвией. Этой интересной работой дети совместно с родителями будут заниматься в течение четырёх лет обучения. Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем. Это повышает эффективность обучения в 1-м классе. Дети приобретают опыт личного осмысления понятий с помощью слова, образа, книги, получают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями.

 Во 2-м классе мы продолжили работу по учебнику «Истоки» А.В.Камкина, рабочим тетрадям О.А.Бандяк, Н.В.Котельникова и книге для чтения под редакцией И.А.Кузьмина.  Курс «Истоки» для 2-го класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия.

Книга «Истоки» помогает лучше узнать мир, в котором мы живем. Она рассказывает  об очень простом и понятном, например,  об имени и доме, реке и дороге. Но в этом простом и понятном дети учатся открывать свои истоки, видеть много нового для них, прежде скрытого, поучительного.

Дети начинают своё путешествие в мир дома и семьи. Этому отведён раздел «Родной очаг». Учащиеся изучают свои родовые корни, традиции и обычаи своего рода, составляют генеалогическое древо. Затем перед нами открываются «Родные просторы». Дети учатся читать их образный язык, видеть в них мудрые советы предков. В разделе «Труд земной » дети узнают о труде, доброте, согласии и взаимопомощи. Последнее путешествие будет в мир слова, праздника, книги. А ещё – в мир иконы и храма. Именно там дети увидят «труд души», почувствуют, как она радуется, благодарит, надеется, молится.

 В течение каждого года мы проводим диагностику, анкетирование детей и родителей по категориям – ценностям, анализируем происходящие изменения. Следует отметить, что использование данного учебного курса способствует развитию социокультурного начала в учебно-воспитательном процессе, повышению интереса и детей, и их родителей к «Истокам».

Многие проблемы для нас пока остаются нерешёнными, так как мы только начинаем осознавать и постигать их,  но уверены, что они обязательно будут успешно решены. В 3-4-м классах работа по курсу «Истоки» будет продолжена.

         Создание вокруг каждого ребёнка духовного пространства – дело  очень трудное, но важное. То, что мы сумеем вложить сегодня в душу наших учеников, отзовётся в будущем, проявится в духе народном. Это на наш взгляд, главное.                                                                                                             

 

                                                                                                            

Категория: Мои статьи | Добавил: ELENASME (11.12.2014)
Просмотров: 435 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Block title

...
Календарь праздников

Фотогалерея

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz