Готовимся к школе. Игры, упражнения, тесты
Игры, развивающие мышление и сообразительность
Игра «Говори наоборот»
Предложите ребёнку игру: я буду говорить слово, а ты говори тоже, но только наоборот, например: большой - маленький. Можно использовать следующие пары слов:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжёлый - лёгкий
трусливый - храбрый
белый - чёрный
твёрдый - шершавый
И т.д.
Игра «Бывает — не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч.
Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу» - и бросаете ребёнку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребёнок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Ситуации можно предлагать разные:
· Папа ушёл на работу.
· Поезд летит по небу.
· Кошка хочет есть.
· Человек вьёт гнездо.
· Почтальон принёс письмо.
· Зайчик пошёл в школу.
· Яблоко солёное.
· Бегемот залез на дерево.
· Дом пошёл гулять.
· На берёзе выросли шишки.
· Волк бродит по лесу
|
· Волк сидит на дереве.
· В кастрюле варится чашка.
· Кошка гуляет по крыше.
· Собака гуляет по крыше.
· Лодка плывёт по небу.
· Девочка рисует домик.
· Домик рисует девочку.
· Ночью светит солнце.
· Зимой идёт снег.
· Мальчик виляет хвостом
и т.д.
|
Тест для дошкольников
«ХОЧУ ЛИ Я В ШКОЛУ?»
Обратитесь к своему ребёнку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксируйте его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставьте после косой черты крестик, если не согласится - оставьте пустое место.
1/
|
2/
|
3/
|
4/
|
5/
|
6/
|
7/
|
8/
|
9/
|
10/
|
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.
8. Мне кажется, что в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу. Потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Подсчитайте результаты
· 1-3 балла - Ваше дитя полагает, что неплохо живёт и без школы. Следует задуматься!
· 4-8 баллов - да, хочется в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то Ваш ребёнок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строчке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения.
· 9-10 баллов - прекрасно, если Ваш ребёнок сохранит своё отношение к школе на последующие 10-11 лет.
Упражнение для развития мышления
«Найди лишнее слово»
Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
- Храбрый, злой, смелый, отважный.
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Молоко, творог, сметана, хлеб.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- Платье, свитер, шапка, рубашка.
- Заяц, собака, медведь, лиса.
- Берёза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Упражнение на развитие гибкости ума
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое - либо понятие.
- Назови слова, обозначающие деревья.
- Назови слова, относящиеся к спорту.
- Назови слова, обозначающие зверей.
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
- Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
- Назови слова, обозначающие водный транспорт.
- Назови слова, обозначающие овощи.
- Назови слова, обозначающие фрукты.
10. Назови слова, обозначающие птиц.
И так далее.
Игра для развития воображения и речевой активности
«Отгадай, что задумали?»
Водящий задумывает какой-либо предмет и на уточняющие вопросы партнёра может отвечать только словами «да» и «нет». Игра продолжается до тех пор, пока предмет не будет отгадан. Например:
- Это живое?
- Да.
- Оно живёт в поле?
- Нет.
- Оно живёт в лесах?
-Да.
- Это хищник?
И так далее, пока не будет отгадано слово.
Игра для обогащения словарного запаса, воспитания творческого воображения и речевой реакции
«Бесконечная история»
Можно играть и вдвоём, и целой группой. История рассказывается коллективно, по очереди. Например, ведущий начинает: «Давным - давно, в стародавние времена в тридевятом царстве, тридевятом государстве жил-был Ёжик». Следующий игрок продолжает. «И встретил он как-то раз Бабу Ягу». Сказку рассказывают дальше: «И позвала она Ёжика к себе на день рождения». Историю можно сочинять до тех пор, пока не иссякнет фантазия.
|